Воспитательная система школы
Цель: создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, социально мобильной, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров, направленных на создание жизни, достойной человека.
Задачи:
-создание образовательной среды, способствующей полному раскрытию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их успешному обучению
-формирование основ духовно-нравственного развития через систему урочной и внеурочной деятельности; воспитание чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу, уважения к закону при развитии инициативы, умения пользоваться личными свободами.
-создание уклада школьной жизни, способствующего воспитанию духовно богатой, нравственной личности; создание условий для сохранения здоровья и воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Принципы воспитательного процесса:
Принцип социальной активности
Принцип мотивированности
Принцип проблемности
Принцип индивидуализации
Принцип социального творчества
Принцип доверия и поддержки
Принцип развивающего воспитания
Принцип целостности воспитательного процесса
Принцип единства образовательной и воспитательной среды
Принцип опоры на ведущую деятельность
Воспитание строится на определенной совокупности идеалов, ценностей. Такими ценностями мы считаем общечеловеческие ценности:
Человек — абсолютная ценность;
Семья – начальная структурная единица общества;
Труд- основа человеческого бытия;
Знания — результат творческого труда;
Культура— богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека;
Отечество — единственная уникальная для каждого Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков;
Земля — общий дом человечества;
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами — главное условие существования Земли, человеческой цивилизации и др.
Модель выпускника школы
Выпускник школы – это:
-личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
— личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
— личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
— личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
— личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
— личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.
Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения.
Основу воспитательной системы составляют программы:
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся «Я – Гражданин своего Отечества»
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа «Безопасная дорога»
Программа «Родительский лекторий»
Программа по профилактике негативных явлений в молодёжной среде «Подари себе Жизнь!»;
Основные направления воспитания:
-гражданско-патриотическое
-духовно-нравственное
-эстетическое воспитание
-физкультурно-
-трудовое воспитание
-сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства,
-приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков
-кадровое обеспечение воспитательного процесса
-методическое обеспечение воспитательного процесса
-сохранение и развитие традиций
-психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка
Педагогические технологии:
1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
2 Технология совместного творческого воспитания.
3 Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).
- Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)
- Технология воспитательной работы по Е.Н.Степанову
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно-коммуникативные технологии
- Технология развивающего обучения и воспитания
Управление воспитательной системой
Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой (родители – обучающиеся – педагоги).
Этапы построения воспитательной системы
1 этап –проектно-мобилизационный (сентябрь 2012 г –август 2013 г)
2 этап –экспериментально-поисковый (август 2013 г-август 2014 г)
3 этап – преобразовательный (практический) (август 2014-август 2016 г.)
4-й этап –рефлексивно-обобщающий (август 2016-август 2017)
Методы изучения эффективности воспитательной системы школы
-статистический анализ количественных показателей, характеризующих воспитательную систему школы;
-проблемно-ориентированный анализ;
-психолого-педагогическое наблюдение;
-метод экспертных оценок;
-стандартизированные психологические методики;
-методы педагогической диагностики;
-анкетирование