История школы

Год создания школы 1915     

Музей истории школы создавался трижды.  Первый музей был создан в  1927 году при активном участии директора школы Покровского Е. С., учителя географии Попова Григорий Емельянович и ученика школы    Миргородского Степана Степановича.

                    Наличию экспонатов мог позавидовать любой областной музей. Война внесла свои коррективы. Музей был эвакуирован и вернулся назад лишь в 1945 году, но уже заметно «поредевшим». Экспонаты сложили в одну из комнат, так как места уже не  было.

                В1947 году учитель рисования и черчения Черников Игорь                           Константинович решил заново создать музей. Он быстро пополнялся экспонатами, и вскоре о нём заговорили как о центре военно-патриотического воспитания в школе.

        В1958 году материалы и экспонаты 1927 и 1947 годов стали базой городского Краеведческого музея.

         И только с вводом в 1967 году нового школьного здания, ставится вопрос о создании музея истории школы, но школа переполнена, т. к. почти все одарённые дети района обучались в АСШ №1, где были единственные математические классы. И только в 1977 году вновь поднимается вопрос о создании музея. Директор школы Николай Максимович Харитонов  выделяет крохотную комнатку под музей. Учитель истории Голованенко Юрий Николаевич приступил к созданию музея.   Через год он был торжественно открыт, но время показало, что в этой комнате невозможно разместить даже 1/3 экспонатов.

         После капитального ремонта здания школы, завершившегося в апреле 2017 года наш музей постепенно приобретает новый современный облик.

На сегодняшний день в музей  имеет  6  разделов.

        Первый раздел посвящен истории возникновения школы.

            В Алексеевке в 1910 году было 4 начальных школы, одно двухклассное училище и одно ремесленное училище.

            В апреле 1911 года было организовано в Алексеевке общество «Просвещение», целью которого было открыть среднее учебное заведение.

            В мае 1912 года послали делегацию к попечителю Харьковского учебного округа с ходатайством о разрешении открыть  в Алексеевке мужскую гимназию в составе приготовительного класса и двух основных с тем, чтобы ежегодно добавлять по одному классу до полной гимназии. Попечитель отказал  без объявления причины. Ходатайства  вновь подавались в 1913 и 1914  годах и   опять получили отказ, с просьбой больше не беспокоить по поводу открытия гимназии в Алексеевке.

       «Просвещение» на этом не остановились, и очередное ходатайство  члену Государственной Думы по бывшему Бирюченскому уезду Евграфу Ковалевскому  позволило   в феврале 1915 года,   получить разрешение на открытие мужской гимназии.

        14 августа 1915 года состоялось торжественное открытие гимназии. Гимназия открылась в небольшом наемном помещении в составе приготовительного и двух основных классов, с числом учащихся около 60.  Директором гимназии был назначен статский советник Рождественский Павел Валерьянович.

       Осенью 1916 года общество «Просвещение» открыло женскую гимназию в составе приготовительного и четырех основных классов.

         После Великой Октябрьской социалистической революции мужская и женская гимназии были слиты в Единую трудовую школу 2-й ступени /9-летка/.

         В 1934 году школа была реорганизована в среднюю школу-10-летку.

         Второй  раздел посвящен истории возникновения молодежного движения.

         С 1919 года  в Алексеевке начинает работу Российский коммунистический союз молодежи, который в 1926 году был переименован во Всероссийский ленинский коммунистический союз молодежи.

         19 мая 1922 года  — 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.  В октябре 1922 года   5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды,   в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».  С  1924 года   пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина и с 1926 года — Пионерская организация стала именоваться — Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина.

          В нашей школе тоже была организована пионерская организация, которая  впоследствии  носила имя Александра Алексеевича Головачева.

        Дважды Герой Советского Союза Александр Алексеевич Головачев был одним из талантливых и храбрых командиров Красной Армии. Мужественным, щедрым душой человеком. Судьба распорядилась так, что военный путь привёл Александра Алексеевича   в Алексеевку. В 1935 году он служил в городе   начальником штаба батальона. Штаб находился в здании, где сейчас размешается общежитие педучилища.       Фронтовые дороги вновь привели Александра Алексеевича в Алексеевку в январские дни 1943 года. Возглавляемая им 52-я механизированная бригада приняла боевое крещение в Острогоржско — Россошанской операции и освобождала  Алексеевку, ставшему ему родным городом.

              Третий  раздел посвящен Великой Отечественной войне. Она постучалась в каждый дом и  принесла беду. Тысячи людей прошли через войну,  испытали ужасные мучения, но выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали родину. Война напоминает нам  о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

      Тема Великой Отечественной войны  в   музее начинается с учителей нашей школы, прошедших военные тягот и вернувшихся к преподавательской деятельности

     Педагоги, вложившие в души учеников частичку своей души воспитали достойную смену. Из стен нашей школы вышли знаменитые выпускники, которые  отличились  на фронтах.

         В Годы Великой Отечественной войны за проявление героизма и мужества  удостоены высочайшей правительственной награды звания Героя Советского Союза бывшие воспитанники нашей школы:

        Старший лейтенант   Василий Собина, который  награжден орденом Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Советского Союза.

          Старший лейтенант   Николай Рубан  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года гвардии старший лейтенант Николай Рубан посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также посмертно был награждён орденом Ленина.

            Генерал-лейтенант    Матвей Кузьмич Шапошников —  Командир  178-й танковой бригады   10-го танкового корпуса, продолжавший военную карьеру после ВОВ,  награжденный Медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, Орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.

           Разные у нас были войны, и разное оружие было у нашей армии. Но неизменными  оставались качества, присущие русскому воину: благородство, мужество, выносливость, преданность Родине, самопожертвование во имя Победы.

        Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга». Во время боев они действуют уверенно и решительно, всегда готовые прийти на помощь. В трудную минуту оказываются там, где тяжелее всего.   А их родные и близкие должны быть уверенны, что ночью не прогремит взрыв, не начнется стрельба, что наступит новый мирный солнечный день.

          Четвертый  раздел нашего музея  посвящен воинам – интернационалистам. Это выпускники нашей школы, которые продолжили славную традицию не только отцов и дедов, носвоих наставников – педагогов.

          Говорят, время залечивает раны, но без прошлого нет настоящего,  и не может быть будущего. Ведь пока мы помним – мы живём. Память о тех событиях увековечена не только в обелисках и памятниках, но она живёт в наших сердцах и в таких вот ежегодных встречах молодёжи с ветеранами.

          В 50- е годы, когда уже были в основном залечены раны войны и началась мирная жизнь, школа ожила и расцвела.
Обстановка в школе 50-х годов очень напоминала обстановку во второй половине 30-х годов: «школа – родной дом». Учащиеся помогали создавать учебные кабинеты. Отличными помощниками педагогам были ученические организации самоуправления. Старшеклассники получили самостоятельность, для младших школьников они были примером, пользовались авторитетом.

         Пятый  раздел нашего музея  посвящен  развитию школы в послевоенное время.

           Чтобы восстановить дисциплину в школах, Наркомат просвещения в 1943—1944 годах вводит раздельное обучение и закрепляет требование беспрекословного подчинения учителю в «Правилах для учащихся». Когда эти меры не повышают успеваемость, педагогам предлагают использовать «индивидуальный подход» в классах по 40-50 человек, с минимальным набором необходимых средств и учебников.

         Начиная с 1945 года /со времени введения аттестатов зрелости/ по 1951 год, школа выдала 424 выпускникам-десятиклассникам аттестаты зрелости.

         В Шестой разделе  сосредоточен материал о 100-летнем пути нашей школы.

           Экспозиции рассказывают об учителях и учениках, принимавших активное участие в художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях. Наши ученики и учителя неоднократно были победителями в  районе и области. На стендах — фотографии, дипломы, почётные призы, спортивные кубки.

     

                Выпускники нашей школы рассеялись не только по всей России, но и по всему миру.

           В настоящее время выпускники нашей школы учатся в ВУЗах почти всех крупных нашей страны, которые не теряют связи со своей школой, ежегодно   в период   каникул  приходят в школу.

         Сотни выпускников нашей школы, теперь — крупные специалисты самых различных отраслей народного хозяйства, науки и техники, работают на пользу нашей   Родины.

           История – это не только факты и даты, история – это чьи-то судьбы и характеры, это бесчисленные необыкновенные происшествия, невероятные подчас события и факты, это человеческие слёзы, боль, счастье… Это  ЖИЗНЬ!

Календарь
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031